Четверг , 11 августа 2022
Домой / Семья / Беседы о нравственных основах семейной жизни. «Пробный брак. Проблемы духовного лидерства женщины в контексте христианского учения о нравственных основах брака

Беседы о нравственных основах семейной жизни. «Пробный брак. Проблемы духовного лидерства женщины в контексте христианского учения о нравственных основах брака

Беседы о нравственных основах семейной жизни. «Пробный брак. Проблемы духовного лидерства женщины в контексте христианского учения о нравственных основах брака

Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности [4].

Духовная и физическая близость приносит супругам радость. В Конституции записано: «Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины: супруги полностью равноправны в семейных отношениях» [14].

Семья — это особый мир, где сплелись в единое целое все стороны человеческой деятельности, отношений, мыслей, чувств близких людей. Семья — непреходящая ценность человеческого общества.

Общество выработало элементарные нормы поведения, соблюдение которых продиктовано общественной целенаправленностью. Овладение нравственностью начинается у человека с овладения им нравственных элементарных норм, основ общения, правил человеческого общежития. Хотя у каждого народа простые нормы нравственности специфичны, но в них включаются такие общие требования, как уважение человека человеком, вежливость, тактичность, внешняя опрятность, чистота, бережное отношение к результатам труда, забота о слабых, умение дорожить своим и чужим временем, уважение к старшим, честность, правдивость, непримиримость к унижению человеческого достоинства.

Образование семьи — это добровольный акт, но он накладывает на супругов ряд нравственных обязанностей. Одно из самых главных обязанностей родителей является любовь к детям, воспитание и подготовка их к счастливой, трудовой и полезной общественной деятельности. Родители несут всю ответственность перед обществом за воспитание детей, и любовь к детям должна быть требовательной, мудрой, но не слепой. Функция воспитания детей в семье успешно решается, если дети уважают родителей.

Уважение к родителям и старшим — одно из моральных требований общества. В семье должны быть сопереживание, взаимопомощь. В семье возникает целый ряд нравственных проблем, например, перекладывание функций воспитания детей, жилищные трудности, материальные трудности, проблемы отцов и детей (непонимание детей взрослыми), дефицит общения между родителями и детьми.

Для того чтобы укрепить семейные ценности необходимы сдвиги и в отношениях внутри семьи, и в политике государства, и в деятельности средств массовой информации и других структур гражданского общества, и в работе образовательных учреждений, т. е. нас с вами.

Формирование морали происходит в определенных исторических условиях и поэтому, её содержание меняется в зависимости от этих условий.

Моральный кодекс провозглашает ведущий нравственный принцип, по которому живёт семья: «Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей». Но и другие принципы напрямую касаются семьи — так, например, разве не нужен в семье добросовестный труд? Или принцип «один за всех, все за одного» — разве он касается лишь общественной жизни? А где, как не в семье, учимся мы гуманному отношению к людям, честности и правдивости, простоте и скромности, непримиримости к несправедливости? [13].

Какой бы нравственный принцип мы не взяли, мы знаем, что он усваивается с раннего детства в семье. Его усвоение происходит в деятельности и поступках людей, а не со слов.

Можно говорить о том, что понятие «семейный долг» намного шире, чем «супружеский долг»: к нему относится родительский долг, сыновний (дочерний) долг и долг брата, сестры, внуков и т.д. Супружеский, семейный долг — непреходящая нравственная ценность людей. Любовь не может существовать без долга и ответственности друг за друга. К примеру, дети — это главная нравственная ценность семьи, поэтому родительский долг заключается в ответственности за ребенка, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно. Дети наравне с остальными членами семьи должны принимать участие в ее жизни.

Согласно мнению Фихте единственной нравственной основой брака составляет любовь [23]. В этой связи Фихте настойчиво отстаивал равенство между мужчиной и женщиной в браке.

От духовно — нравственной атмосферы семьи во многом зависит правильный выбор спутника жизни, заключение брака и соблюдение принципов взаимоотношений между супругами. Основными факторами, определяющие крепость духовно — нравственных основ семейных отношений являются любовь между супругами, переходящая с годами в дружбу, уровень их культуры, образованность, связь с обществом, умение формировать у членов семьи здоровые потребности — общение с миром литературы и искусства, занятие спортом. Речь идет о формировании не только высоких моральных принципов в семье, иногда далеких от реальной жизни, а о самых простых нормах общечеловеческой морали, элементарных нормах человеческого общения, порядочности, совестливости, честности, доброты, вежливости, уважительности, милосердая и др. Эти элементарные нравственные нормы воспитываются в семье, они являются духовными устоями отношений в семье.

В традиционной семье роль духовно-нравственных ценностей особо велика, и она доминирует при оценке реальности, которая встает перед членами семьи. В этой системе ценностей доминирует чувство стыда и наказания не только за осуществление какого-либо неправомерного, с точки зрения традиционного общества, действия, но и даже относительно интернациональной мысли об этом. Эта культура ориентирована на соблюдение традиционных нормативов в соответствии с высокими культурными стандартами, которые могут иметь как литературное происхождение, так и религиозное.

Однако со временем ситуация меняется. Духовно-нравственные нормативы все больше ребенок получает в школе, во дворе, при общении со своими соседями, в религиозных и общественных организациях.

Во времена информационной революции ребенок уже находился под неосознанным контролем и воспитательным воздействием информационного общества, имеется в виду телевидение, видео и интернет. В 1980-е гг. ученые Запада стали оценивать телевидение как «воспитателя, не имеющего себе равных». Изменения, которые происходили в XXI веке, требуют выявления роли и особенностей телевидения в развитии духовно-нравственных ценностей. Высоконравственные ценности у учеников формируются под воздействием влияния средств массовых коммуникаций [15].

Но и в этом и в ином вариантах семья и государство также продолжают играть главную значимость в закреплении наиболее важных социальных и культурных кодов действия людей, которые могли бы содействовать не только процветанию государства и семьи, но и формированию пространства для общения и развития необходимых качеств и навыков, необходимых для ответа на реальные вызовы социума.

Таким образом, каждой семье присущ определенный уровень нравственности. Чем выше этот уровень, тем больше оснований для семьи быть сплоченной, развивать способности и интересы, удовлетворять культурные потребности своих членов, успешно воспитывать детей, жить богатой нравственной и эмоционально-эстетической жизнью.

К таким ценностям семьи следует, прежде всего, отнести ее идейно-нравственные устои, коллективистские отношения, психологический климат,

общение внутри семьи и с окружающим миром, контакты со средствами массовой информации, литературой и искусством, эстетику быта, воспитательный потенциал, интеллектуальные устремления.

Беседы о нравственных основах семейной жизни. Добрачный период

В этой статье речь пойдет об ошибках, которую очень часто совершают молодые люди до того, как они вступят в законный брак. В молодом возрасте, когда очень много энергии и желаний, но мало жизненного опыта, человека может «занести» так, что ошибки иногда приходится исправлять всю жизнь.

Первая распространенная ошибка — следование моде. Модно одеваться — это способ привлечения к себе внимания. Современная женская мода направлена на создание образа «женщины вампира», чтобы привлечь партнера. Это предполагает яркий макияж, одежду, чрезмерно обнажающую фигуру, распущенные волосы, каблуки, мини-юбки, глубокие декольте и т. д. Когда так одетая девушка выходит на улицу, она провоцирует сексуальные домогательства. Многие девушки могут даже не иметь таких мыслей, но одеваются «как все, как модно», и часто попадают в неприятные ситуации. Более того, сейчас пропагандируется «раскрепощенность», «свобода», это модно и круто, в итоге, девушка может встретиться с сексуальными домогательствами.

Красиво, это не значит вульгарно, красота — это, в первую очередь, красота внутренняя. Мужчина на подсознательном уровне ищет женщину с духовным потенциалом для продолжения рода. Женщина, которая ведет беспорядочную половую жизнь, теряет свой духовный потенциал, и в итоге не может выйти замуж. Есть множество таких случаев, когда женщина очень красива внешне и может даже иметь хорошую карьеру, но замуж выйти не может, потому что у нее нет духовного потенциала, и поэтому на подсознательном уровне мужчины не захотят связать с ней жизнь. Падение нравственности, в том числе на уровне интимных отношений, привело к быстрому росту венерических заболеваний, бесплодию, увеличению числа абортов и т.д. Раньше рожали по 15 детей, а сейчас у многих мужчин и женщин бесплодие.

Вторая распространенная установка — «взять от жизни все», что включает в себя частую смену партнеров, в психологии это называется промискуитет. Многие молодые люди оправдывают это тем, что пытаются найти подходящего себе партнера. На вопрос психологов о добрачных отношениях одна девушка сказала: «С парня — как с гуся вода, а использованная девушка кому нужна?» Мужчины не хотят брать в жены девушку, у которой было много партнеров. Но мужчина, у которого было много партнерш, также лишается жизненной сущности (с каждым извержением семени), и теряет свой духовный потенциал. Раньше на Руси говорили так: «Ищи жену не в хороводе, а в огороде».

Когда мужчина и женщина начинают жить половой жизнью, женщина становится более уязвимой, более зависимой. Многое зависит от девушки, как она себя поведет. Совокупление предназначено для продолжения рода, а не для услаждения. Поэтому Богом было запланировано, чтобы люди женились и потом только рожали детей. Человек, который часто меняет партнеров до брака, предает того, с кем ему предопределено жить. На Руси есть такое понятие «суженый» — от Бога суждено.

О пробном браке уже говорилось в одной из предыдущих статей. Стоит только добавить, что в пробных браках, ныне столь популярных, партнеры выступают не на равных. Женщина, как правило, ждет от мужчины, чтобы он принял решение, а мужчину и так все устраивает. Потом отношения переходят в стадию кризиса, когда наступает рутина, уже нет таких острых чувств, и пара расходится, так как ничто больше их не может удержать вместе.

В психологии есть понятие «само-прогнозирующее пророчество». Из-за уныния и неуверенности в себе некоторые молодые люди сами себя программируют, или их программируют родители, что ничего хорошего в жизни не будет, и они с недоверием относятся к любым знакомствам.

О продолжительности добрачных отношений

Согласно психологам, лучше всего, чтобы добрачные отношения длились от одного года до трех лет. Этот период нужен для того, чтобы лучше узнать друг друга. Нужно понимать, что у всех есть недостатки. Брак — это всегда компромисс. У каждого человека есть достоинства и недостатки, нужно уметь прощать недостатки других. Если человек не умеет прощать, то вся жизнь может превратиться в выяснение отношений.

Есть несколько типов браков. Первый — брак по легкомыслию: «Давай поженимся? — Ну, давай!» Такие браки обычно долго не длятся, потому что брак — это духовные отношения.

Другой тип брака — стимулированный брак, когда невеста беременная. Раньше на Руси этого очень стеснялись. В таком случае мужчина часто чувствует себя пойманным, а женщина — обиженной. А в модных журналах уже предлагаются модели для беременных невест.

Другой мотив вступления в брак — это месть предыдущему партнеру. Например, тот, кого бросили, заключает брак с другим человеком. Брак «назло другим» всегда получается «назло себе», потому что человек обманывает всех и себя предает.

Другой мотив — это «желание покинуть властных родителей». Сейчас очень много таких семей. Дети должны научиться почитать родителей, какими бы они не были, в семье есть иерархия. Если девушка не может найти общий язык с родителями, вряд ли она сможет найти общий язык с другим человеком.

Еще есть брак по расчету. Сейчас люди делают установку на деньги. Деньги и счастливый брак не имеют ничего общего. В таких браках супруги несчастны.

И самый естественный и нормальный мотив для брака — это любовь. Каждый под любовью понимает свое. Некоторые под любовью понимают секс. Но когда люди живут по нравственным законам, не на уровне потребления, они стараются дарить любовь. Это более высокий уровень. Один мудрый человек сказал: «Мы, люди, зажигаем от Божественной Любви маленькие сырые свечки земной любви, которые трещат и быстро гаснут». Чем ближе человек приближается к Богу, тем ближе он становится к Источнику Любви, тем он менее эгоистичен. Через очищение души человек может почувствовать гармонию, единение с божественным. Критерий любви — это способность жертвовать (своим комфортом, своей волей и т. д.)

Особенность ранних браков

Молодые люди, особенно до 20 лет, ориентированы на внешность, а не на качества, которые нужны в семейной жизни. Есть такая поговорка: «Красивый муж — чужой муж, красивая жена — чужая жена». Начинается ревность. Муж может быть не очень красивый, но порядочный.

Благословение родителей

В древние времена для создания счастливого брака нужно было благословение родителей. Родители знают своего ребенка, а будущий супруг еще нет. К тому же родители знают, что такое семейная жизнь. Они смотрят, смогут ли молодые создать хорошую семью. Когда получено благословение родителей, обязательно нужно заключить союз, будь то венчание в церкви или другой обряд.

На чужом несчастье своего счастья не построишь

Типичная жизненная история, когда девушка влюбляется в замужнего мужчину. Он ей говорит, что с женой он несчастен и не любит ее, но ради детей не уйдет. Девушка считает, что он порядочный и хороший.
Мужчина не уходит из семьи. Эта девушка «влезла в чужую постель», стала «третей лишней», и чужую судьбу рушит, и свою. Почему так происходит? Потому что брак — это также духовный путь. Если муж с женой разлюбили друг друга, то они все равно должны пройти этот путь, они должны выстрадать, расплатиться за свои грехи. Поэтому девушке лучше разорвать эти отношения, очистить свою душу и ждать своего суженного.

«Нравственные основы семейной жизни» для наших детей

В конце октября в новостях появилась информация, что курс «Нравственные основы семейной жизни» может стать обязательным школьным предметом.

Курс составили православный священник Дмитрий Моисеев (создатель бэби-боксов) и монахиня Нина Крыгина ( из Среднеуральского женского монастыря «Спорительница хлебов», которым руководит легендарный старец Сергей Романов). Цель курса — привить подрастающему поколению «систему базовых семейных ценностей, свойственных отечественной культуре». Авторы обещают, что несмотря на то, что курс выстроен на основе православных традиций, он не будет узко конфессионально ориентированным и носит светский характер.

Программу хотят сделать обязательной для старшеклассников во всей стране, но методических материалов в открытом доступе нет и родители пока не могут подискутировать и узнать чему же будут учить их детей.

Тем не менее в интернете появляются рецензии, обзор с вырезками этого учебника опубликовала Мариана Дейнега, репост в своем блоге сделал д.Андрей Кураев.

Можно посмотреть авторскую презентацию курса, и потом сравнить первоначальную идею и результат:

При чем тут Безруковы?

Учебник использует образ Сергея с бывшей женой с качестве одного из примеров образцовой семьи для формирование ценностных ориентиров. И это при том, пара рассталась в 2015 году, Сергей женат на Анне Матисон, с которой у него годовалая дочка Маша, а также есть малолетние дети от некоей Кристины. Через несколько лет все дети подрастут, придут в школу на обязательный урок нравственных основ семейной жизни и поймут, что их там лицемерно обманывают!

Хотела написать, неужели у нас нет других примеров для подражания. Но объективно — это жизнь и любая образцово-показательная семья может распасться и в таких учебниках лучше публиковать фото людей, которые прожили вмести «долгую счастливую жизнь», умерли и уже никуда друг от друга не денутся, либо постановочные фото людей, которых никто не знает. Но нет! Нам же нужны нравственные ориентиры. Вопрос в зал — кто для вас является таким примером из публичных пар?

Если у авторов есть собственные убеждения и им нравится обманывать самих себя — пожалуйста, но причем тут наши дети? Кто гарантирует, что курс, который составила монахиня, не подведет наших детей под монастырь? По личным семейным вопросам я обратилась бы за советом к психологу, паре с больших и плодотворным опытом семейной жизни, но не к монахине. И пусть она хоть многотомная ходячая энциклопедия и знает все ответы по вопросам психологии семейной жизни — ей самой эти знания не помогли, раз она теперь в черном облачении. По вопросам духовной жизни и молитвы я бы /может быть/ попросила ее совета, по вопросам семьи — нет!

Что еще есть в этом учебнике. Стереотипные взгляды на роли мужчины и женщины в социальной жизни и в браке. Авторы с тоской вспоминают дореволюционные устои и ругают промышленную революцию, которая изменила роли мужчин и женщин в обществе и примитивизируют исследования в достаточно сложных и многогранных областях научных дисциплин.

Авторы курса утверждают :«что касается «исполнительской» части речи, совершенства речевого процесса, то эта сторона речи лучше развита у женщин и девочек: у них выше беглость речи, скорость чтения, совершеннее правописание» (опровергнуто), «у мужчин более устойчивыми оказываются такие черты, как интеллектуальные интересы, высокий уровень притязаний, эмоциональная стабильность и более высокая агрессивность, а у женщин — социальная ориентация, настойчивость, эстетическая отзывчивость, желание дойти до пределов возможного. Женщины склонны верить авторитетами опираться на авторитеты в затруднительных случаях, что менее характерно для мужчин», «мужчин больше волнуют проблемы в их профессиональной деятельности, а женщин — в семейных отношениях. В сфере производственных отношений женщины больше ценят хорошие межличностные отношения, а мужчины — квалификацию и профессиональные достижения». Вывод: «многие проблемы в супружеских отношениях возникают из-за того, что люди не могут осознать разницы в психологии мужчин и женщин».

/>В учебнике приводится множество мудрых советов для отроков.

Хрестоматия для учителя

Автор обзора пишет, что хрестоматия для учителя «представляет собой простой сборник статей разных авторов, к примеру из 293 страниц 161 страницу составляют статьи религиозного содержания (в пересчёте на количество статей: всего 67 авторских статей, 1 документ РПЦ из них 33 статьи авторов, так или иначе связанных с религией; 2 — Библейские заповеди; 15 на тему психологии, 4 — политики, 13 — различной тематики (социальная; брак и сопутствующие понятия). Тему «Чудо жизни» составляют 1 выдуманный рассказ и 2 статьи священника; тему «Не убий» — тот самый документ РПЦ и 3 статьи священников. Вот так светский курс!»

По официальной версии запрос на введение курса в школах поступил от «Ассоциации родительских комитетов». Ольга Леткова, глава Ассоциации: «Это не православная программа. Программа исключительно светская. Никакой религиозной составляющей в ней нет вообще».

Ложь и лицемерие!

Богословский анализ изначально анонсирован как один из основных подходов в составлении материалов курса (см. презентацию). Бесконечное цитирование Библии, Святых отцов, священников. Разделы курса посвящены «христианской семье», «святым покровителям семьи», «святым семействам».

«Наука» о девственности.

В хрестоматии есть статья «Наука о девственности», автор — протоиерей Николай Головкин. Если захотите узнать о девственной чистоте, какое потомство бывает от нравственно падших гулящих девушек — статья есть в открытых источниках.

«Открытие телегонии в 19 веке сразу же было спрятано от людей, так как приоткрывало таинственные завесы судеб множества людей — простых и великих. Но главное, оно накрепко закрывало дорогу для всякого рода сексуальных революций, а это не входило в планы врага рода человеческого.
Для засекречивания была найдена и даже внесена в энциклопедию удобная фраза: якобы явление телегонии не подтвердилось. Но, как говорится, нет ничего тайного, что не сделалось бы явным. Особенно когда начали проводиться на территории Советского Союза международные фестивали, стали нередкими факты, когда наши русские девушки стали рожать от белых генетически здоровых СВОИХ мужей — детей «ни в мать, ни в отца, а в черного и дебильного молодца».

«Причиной появления этих детей была генетическая мутация хромосомной цепочки; много лет назад происшедшая внебрачная связь стала виной семейных трагедий. Что тут скрывать, «девушки — добрачные женщины», особенно из числа многочисленных проституток, «диких» или организованных «эскорт — услугами», сегодня часто дарят своим «законным любимым» скрытые плоды добрачных половых связей — наркоманов, токсикоманов, гомосексуалистов или психически неполноценных, бесноватых придурков-детей».

Программа «Обучение воздержанию» в США не оказывает влияния ни на показатели статистики половых инфекций, ни на возраст вступления в половую жизнь, ни на количество половых партнеров и автор обзора доказательно выводит авторов курса на чистую воду.

Развитие эмбриона и аборты

«В материале об эмбриогенезе авторы используют спекулятивные техники и подмену понятий. К примеру, плод на протяжении всего внутриутробного развития они называют ребёнком (11 раз), крохой (2 раза), малышом (14 раз), маленьким человекомчеловечком (2 раза), плодом (1 раз). И это на трёх страницах печатного текста. На этих же страницах для вызывания наибольшей эмоциональной реакции используются уменьшительно-ласкательные формы слов, называющих части тела: ручки (3 раза), ножки (3 раза), ноготки, ротик, пальчик, волосики, кулачки, лобик, реснички (140, 141, 142)».

МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ к курсу (без комментариев).

Согласно п.1. статьи 14 Конституции РФ, Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Гл.1. Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. п.6: светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность).

Суть светского характера образования состоит в том, что государственная и муниципальная система образования и воспитания не преследует цели формирования того или иного отношения к религии. «Религиозное воспитание может осуществляться в негосударственных учебных и воспитательных заведениях, частным образом на дому или при религиозном объединении, а также факультативно по желанию граждан». «Государство уважает свободу ребенка и его родителей или законных опекунов обеспечивать религиозное и нравственное воспитание ребенка в соответствии с убеждениями по их выбору».

Светский характер образования означает:

1. Недопустимость в государственных и муниципальных учебных заведениях обучения учащихся и студентов религии с целью восприятия ими вероучения определенной конфессии, отсутствие вероучительных предметов в образовательных программах и в сетке обязательных занятий.

2. Исключение, какого бы тот ни было вмешательства религиозных организаций в содержание и организацию учебного процесса в государственных и муниципальных учебных заведениях, недопустимость цензуры с их стороны программ, учебников, учебных пособий, соответствующих Образовательному стандарту.

3. Запрет на совершение в государственных и муниципальных учебных заведениях религиозных обрядов, мероприятий религиозного и миссионерского характера, любых форм религиозной пропаганды.

Как яблоко падает недалеко от яблони, так и по именам авторов можно сказать что это за учебник. Какими бы кандидатскими диссертациями они ни прикрывались, наших детей в школе ждет обязательный религиозный предмет с пропагандой, запугиваниями и искаженными фактами, без объективной статистики, и частными ненаучными мнениями, которым детям предлагается верить на слово.

Еще авторы курса обещают, что оценку по предмету школьникам поставит сама жизнь!

Поддерживаете ли вы введение нового школьного предмета

Нужно ли преподавать курс о нравственных основах семейной жизни в общеобразовательных школх?

Основы нравственного воспитания

Нравственное воспитание ребенка начинается с семьи. Ничто не влияет на ребенка так сильно, как его родители, модель их поведения, слова. Чем меньше ребенок, тем более он впечатлителен. Больше всего на внутренний мир и убеждения оказывают влияние отношения с родителями.

Семья как основа

Важность семьи еще и потому так велика, что ребенок получает в ней первый свой опыт, который стремится реализовать в последующей жизни. Поведение отца и матери для ребенка — это первый образец для подражания. Дитя неосознанно начинает перенимать интонации, манеру разговора, строение предложений, походку и даже дефекты речи. Также малыш начинает внимательно наблюдать, какие складываются отношения родителей с другими людьми и окружающей средой. Забота о близких, уважение чужих интересов, способность контролировать свои чувства и поведение — все идет из семьи.

Нравственность и ее важность

Под нравственностью понимается комплекс убеждений, чувств и поведения. Нравственное воспитание детей в семье начинается с формирования поведения, затем чувств, а потом и убеждений.

Процесс нравственного воспитания

Нравственность в первую очередь проявляется в форме отзывчивости и сочувствия. Чуткость ребенка к чужим переживаниям и эмоциям заложена природой. Важно развивать ее таким образом, чтобы ребенок начинал постепенно замечать и уважать не только свои собственные чувства, но и своих близких. Со временем малыш повзрослеет, и ему придется заботиться о своих родителях, родственниках и детях. Если с детства он будет сосредоточен только на своих потребностях, то он, повзрослев, не научится заботиться и сотрудничать, не сможет эффективно жить среди людей и получать от этого удовольствие.

Со временем малыш вместе с поступками сможет переживать и нравственные чувства. Например, получать удовольствие от того, что помог, поделился, поддержал и пр. Эти переживания являются основой установки на добро, которое необходимо прививать ребенку. Мир теми или иными способами постоянно испытывает детей на прочность, заставляя их принимать сложные решения в пользу сиюминутной выгоды или длительных отношений, в пользу жадности или щедрости, в пользу трусости или смелости и др. Размышляя вместе с ребенком о добре и зле можно помочь ему определиться с базовыми принципами своего поведения, вдохновить его на поступки, которые доставят удовольствие не только ему, но и окружающим.

Воспитание малышей

Переоценить роль семьи в нравственном воспитании невозможно. Заниматься в этом отношении с детьми нужно с раннего возраста, только так можно получить плоды своего воспитания. Моральные вопросы и дилеммы начинают появляться у малышей с началом первых контактом с людьми. Ребенок, играя со своими сверстниками, переживает множество новых чувств, одно из которых — здоровая агрессия.

Основы нравственного воспитания

Малыш конкурирует, отстаивает свои права и вещи, и в ссорах до определенной черты поступает здраво, пока у него не начинают складываться привычки и модели поведения, которые делают его ограниченным в контактах. Например, чтобы не делиться с другими, он играет в одиночестве или дерется так часто, что его никто не принимает в игры. Нравственное воспитание должно помочь выработать у малыша определенные манеры поведения, которые помогут ему социализироваться и адаптироваться в обществе, а не мешать другим. Взрослый при этом играет самую важную роль. В младшем возрасте разговоры с крохами не помогут, работает только сила примера, который показывают родители в общении друг с другом и ребенком.

Дети могут учиться до определенного возраста, только в играх они попробуют свое новое поведение как будто понарошку. Несмотря на то что игра — занятие не серьезное, чувства, которые переживаются в них, сильные и настоящие. В играх, где по условиям нужно делиться, вести себя сдержанно, внимательно и аккуратно, малыш сможет отточить свои навыки поведения и заложить основу для своего нравственного воспитания.

Мама и ее роль в нравственном воспитании

Мама обязана воспитывать своего ребенка. Важное нравственное достижение для малыша — это научиться понимать слова «нельзя» и «можно». Это должны быть первые шаги на пути к освоению мира и других людей. Если ребенок не освоит такие правила, он будет обращаться с другими нереалистично, как будто в мире есть только одни его интересы и он сам.

Мама читает детям

«Можно» и «нельзя» лучше усваиваются из уст матери, имеющей с ребенком тесный эмоциональный контакт, через который нравственные идеи передаются быстрее всего. Мама обязана контролировать поведение малыша в этом возрасте методом оценки. Есть такие родители, которые выступают против оценки и не стремятся ее давать, но на самом деле ее отсутствие ребенок интерпретирует по-своему, и часто в положительную сторону. Молчание, как правило, означает «можно». Безусловно, травмировать дитя постоянными нравственными убеждениями не стоит. К ним нужно прибегать в тех случаях, когда обойтись без них нельзя — в случае серьезного проступка.

Детский дошкольный коллектив

Детский коллектив — это вторая модель общества после семьи, в которой ребенок учится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Здесь нравственные правила проверяются и оттачиваются. Ребенок попадает в большое количество ситуаций и нуждается на первых порах в постоянном присутствии взрослого.

Никакие нравственные доводы не помогут, если малыш не будет поддержан, утешен и услышан. Детям нужно давать возможность жаловаться и плакать и только после этого делать нравственные разборы их поведения.

Школьники, подростки и нравственность

Воспитанность — важное качество, которое прививается ребенку с малых лет. Школьный возраст в отношении развития нравственности самый сложный, поскольку в современном мире царит очень много соблазнов и жестокости. Хрупкая и чуткая психика ребенка может достойно пройти через моральный и этический конфликт только при хорошем воспитании в первые годы жизни. В противном случае школьные годы могут сделать детей черствыми, равнодушными и отстраненными. Мораль и этика в этом возрасте должны становиться предметами дискуссий и регулярных разборов, но для того чтобы в них участвовать, у школьника должна быть база в виде усвоенного поведения и эмоциональной зрелости. Школьник, не умеющий откладывать свои желания, не признающий интересы других, с низким уровнем воспитанности, в этом возрасте не будет способен постигать моральные и этические нормы, так как в них не нуждается.

Моральные нормы и этические ценности закладываются только на основе уважения чужих взглядов, представления о мире как о месте, где живут миллионы таких же личностей.

Нравственное воспитание в этом возрасте — это развитие понятий «общество», «Родина», «ответственность», «долг», «обязанности» и пр. Школьникам в силу их повышенной эмоциональности нужные яркие примеры, истории и образы, которые могли бы привлечь их воображение. Со временем у школьников появляется критическое отношение к моральным и нравственным ценностям, но это часто возникает не из-за желания противостоять нормам, как постичь их от обратного. Подросток критикует нравственные ценности, пытаясь проверить их на прочность и нуждаясь в победе взрослого.

Семейный круг не менее важен в этом возрасте. Школьники и подростки вступают в столкновения с родителями, проверяя их убеждения и их поведение. И если родители смогут в критических обстоятельствах остаться верны своим словам, то для нравственного развития подростка это будет важное достижение.

Духовно нравственное воспитание детей и молодежи прочно связано с разбором отношений между ними. В этом смысле важно рассмотрение понятий «товарищество», «дружба», «любовь», «счастье» и пр.

Источник https://mariya-mironova.ru/vse-stati/besedy-o-nravstvennyh-osnovah-semejnoj-zhizni-probnyj-brak-problemy-duhovnogo-liderstva-zhenshhiny-v-kontekste-hristianskogo-ucheniya-o-nravstvennyh-osnovah-braka.html

Источник https://roditeliz.ru/family/nravstvennoe-vospitanie-detey-v-seme.html

Источник

Про admin

Проверьте также

Въехать в Израиль можно без предъявления ПЦР-тестов

С 21 мая санитарные правила пересечения израильской границы заметно упрощаются. Для этого достаточно заполнить декларацию ...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.