Содержание
Структура учебной деятельности
статья на тему
Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. В широком смысле слова она иногда неправомерно рассматривается как синоним научения, учения и даже обучения. В узком смысле, согласно Д.Б. Эльконину, — это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой понятие «учебная деятельность» наполняется собственно деятельностным содержанием и смыслом, соотносясь с особым «ответственным отношением», по С.Л. Рубинштейну, субъекта к предмету обучения на всем его протяжении.
Следует обратить внимание, что в данной трактовке «учебная деятельность» понимается шире, чем ведущий тип (вид) деятельности, так как распространяется на все возрасты. Учебная деятельность в этом смысле — деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. Согласно Д.Б. Эльконину, «учебная деятельность — это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, . такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть . мотивы приобретения обобщенных способов действий, или проще говоря, мотивы, собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы, деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности»
Учебная деятельность соответственно может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как ее субъекта — совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и их адекватного и творческого применения в разнообразных ситуациях.
2. Основные характеристики учебной деятельности
Отмечаются три основные характеристики учебной деятельности, отличающие ее от других форм учения: 1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач; 2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до школы); 3) общие способы действия предваряют решение задач (И.И. Ильясов) (сравним с учением по типу проб и ошибок, когда нет предваряющего общего способа, программы действия, когда учение не есть деятельность). Добавим к этим трем еще две существенные характеристики учебной деятельности. Во-первых, отвечая познавательной, не насыщаемой потребности, 4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте» что, по определению Д.Б. Эльконина, является основной ее характеристикой. Во-вторых, чешский теоретик процесса и структуры учения И. Лингарт рассматривает еще одну особенность учебной деятельности как активной формы учения, а именно 5) изменения психических свойств и поведения, обучающегося «в зависимости от результатов своих собственных действий».
Таким образом, можно говорить о пяти характеристиках учебной деятельности в сопоставлении с учением.
Исходя из определения учебной деятельности как деятельности по овладению обобщенными способами действия, саморазвитию обучающегося благодаря решению специально поставленных преподавателем учебных задач посредством учебных действий, рассмотрим ее собственно деятельностные характеристики. Прежде всего подчеркнем, вслед за Д.Б. Элькониным, ее общественный характер: по содержанию, так как она направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством; по смыслу, ибо она общественно значима и общественно оцениваема; по форме, поскольку она соответствует общественно выработанным нормам обучения и протекает в специальных общественных учреждениях, например, в школах, гимназиях, колледжах, институтах. Как любая другая, учебная деятельность характеризуется субъектностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью имеет определенную структуру и содержание.
Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из таких основных компонентов, как мотивация; учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий; учебные действия; контроль, переходящий в самоконтроль; оценка, переходящая в самооценку . Каждому из компонентов структуры этой деятельности присущи свои особенности. В то же время, являясь по природе интеллектуальной деятельностью, учебная деятельность характеризуется тем же строением, что и любой другой интеллектуальный акт, а именно: наличием мотива, плана (замысла, программы), исполнением (реализацией) и контролем (К. Прибрам, Ю. Галантер, Дж. Миллер, А.А. Леонтьев).
Описывая структурную организацию учебной деятельности в общем контексте теории Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова, И.И. Ильясов отмечает, что «. учебные ситуации и задачи характеризуются тем, что здесь учащийся получает задание на усвоение общего способа действия и цель его усвоения, а также образцы и указания для нахождения общих способов решения задач определенного класса. Учебные действия — это действия учащихся по получению и нахождению научных понятий и общих способов действий, а также по их воспроизведению и применению к решению конкретных задач. Действия контроля направлены на обобщение результатов своих учебных действий с заданными образцами. Действия оценки фиксируют окончательное качество усвоения заданных научных знаний и общих способов решения задач».
Особое внимание в своей работе я придаю развитию критического мышления в процессе обучения иностранному языку, как важнейшей составляющей медиаобразования. Работа с различными источниками информации будет бесполезной и неполной, если довольствоваться только фактами, не вскрывая при этом причины и следствия этих фактов. Не объем знаний или количество информации, уложенные в голову ученика, являются целью моей работы на уроке, а то, как он умеет управлять этой информацией: находить, систематизировать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Работа с различными источниками информации предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку своей точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения.
В основе данной технологии – трехфазовая структура урока
I фаза
Вызов
(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)
II фаза
Осмысление содержания
(получение новой информации)
III фаза
Рефлексия
(осмысление, рождение нового знания)
Фаза вызова (evocation) .
Если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов . Именно эта задача решается на фазе вызова (evocation).
Второй задачей , которая решается на фазе вызова, является задача активизации познавательной деятельности учеников . Нередко мы видим, что некоторые школьники на уроке не прикладывают значительных интеллектуальных усилий, предпочитая дождаться момента, когда другие выполнят предложенную задачу. Поэтому важно, чтобы на фазе вызова каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта. Немаловажным аспектом при реализации фазы вызова является систематизация всей информации, которая появилась в результате свободных высказываний учащихся. Это необходимо для того, чтобы они смогли, с одной стороны, увидеть собранную информацию в «укрупненном» категориальном виде, при этом в эту структуру могут войти все мнения: «правильные» и «неправильные».
В процессе реализации фазы вызова:
1. Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.
2. Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.
3. Было бы целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными. Обмен мнениями может способствовать и появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение преподавателю или сразу в большой аудитории. Работа в небольших группах позволяет таким учащимся чувствовать себя более комфортно.
Роль преподавателя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно».
Фаза осмысления содержания (realization of mening). Этот этап можно по-другому назвать смысловой стадией. На большинстве уроков в школе, где изучается новый материал, эта фаза занимает наибольшее время. Чаще всего знакомство с новой информацией происходит в процессе ее изложения преподавателем, гораздо реже – в процессе чтения или просмотра материалов на видео или через компьютерные обучающие программы. Вместе с тем в процессе реализации смысловой стадии школьники вступают в контакт с новой информацией. Быстрый темп изложения нового материала в режиме слушания и письма практически исключает возможность его осмысления.
Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Именно данная задача является основной в процессе обучения на фазе осмысления содержания. Важным моментом является получение новой информации по теме. Если помнить о том, что на фазе вызова учащиеся определили направления своего познания, то учитель в процессе объяснения имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами. Организация работы на данном этапе может быть различной. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что в процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. В этом смысле важное значение имеет качество отобранного материала.
На фазе осмысления содержания учащиеся:
1. Осуществляют контакт с новой информацией.
2. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.
3. Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.
4. Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.
5. Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.
6. Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.
Преподаватель на данном этапе:
1. Может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении.
2. Если школьники работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении.
3. Для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.
Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что необходимо выделить достаточное время для реализации смысловой стадии. Если учащиеся работают с текстом, было бы целесообразно выделить время для второго прочтения. Это достаточно важно, так как для того, чтобы прояснить некоторые вопросы, необходимо увидеть текстовую информацию в различном контексте.
Фаза рефлексии (reflection). Роберт Бустром в книге «Развитие творческого и критического мышления» отмечает: «Рефлексия – особый вид мышления. Рефлексивное мышление — значит фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор». В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Анализируя функции двух первых фаз технологии развития критического мышления, можно сделать вывод о том, что, по сути, рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы. Однако рефлексия на фазах вызова и реализации имеет другие формы и функции. На третьей же фазе рефлексия процесса становится основной целью деятельности школьников и учителя.
3. Памятка для самоанализа урока иностранного языка
А. Каков был замысел, проведенного занятия и почему?
1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?
1.1 Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?
1.2 Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?
1.3 Как он (урок) работает на последующие уроки, темы, разделы (в том числе других предметов)?
1.4 Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты?
1.5 В чем видится специфика, уникальность данного урока, его особое предназначение?
1.6 Как (и почему) была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)?
2. Какие особенности учащихся группы были учтены при подготовке к учебному занятию (и почему именно эти особенности)?
3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?
4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?
5. Чем обосновывается конкретный ход урока, характер взаимодействия преподавателя и студентов? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы и средства, формы обучения?
6. Какие условия (социально-психологические, учебно-материальные, гигиенические, эстетические, темпо-ритмические) были созданы для проведения урока и почему?
Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с данным планом в ходе урока, если – да, какие, почему и к чему привели?
- Решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;
- Сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроение, самочувствие?
Какова общая самооценка урока?
Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?
Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие межличностных отношений у студентов педагогического колледжа во вне учебной деятельности
Современная образовательная ситуация предъявляет новые требования к личностным и социальным установкам, мировоззрению личности, социальной направленности, профессионально.
Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка
Структура учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий.
Структура учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Интегрированные уроки давно являются частью образовательной программы, и могут связывать на первый взгляд несовместимые предметы. Не являются исключением и такие предметы начальной школы как.
Статья с презентацией на тему «Формирование учебных умений, самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС»
Важность формирования учебных умений, самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС и пути их достижения.
Методическая разработка урока по теме «Учебная деятельность, как форма организации учебного процесса».
Методическая разработка урока по адаптированной учебной дисциплине ОДП.04 Профессиональное самоопределение и саморазвитие личности (адаптированная образовательная программа профессиональной подготовки.
Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, как один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе.
Работа над созданием медиа проекта "Портрет музыкального инструмента. Терменвокс": пректная деятельность, этапы работы, содержание проекта "Портрет музыкального инструмента. Терменвокс.
Учебная деятельность — Психология учебной деятельности (психология обучения)
Термин «учебная деятельность» довольно двусмыслененен. В самом широком смысле он иногда неправильно воспринимается как синоним обучения, преподавания и даже самого обучения. В узком смысле, по мнению Д.Б. Эльконина, это ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте. В работах Д.Б. Эльконина, В.В.. В работах Д.Б. Эльконина и А.К. Марковой термин «учебная деятельность» наполнен актуальным содержанием и смыслом деятельности, что соотносится с особым «ответственным отношением», по мнению С.Л. Рубинштейна, субъекта к объекту обучения на протяжении всей его длительности.
Следует отметить, что в данной интерпретации «учебная деятельность» понимается более широко, чем ведущий вид (тип) деятельности, поскольку она применима ко всем возрастам, особенно к возрасту учащихся. Учебная деятельность в этом смысле — это деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебной деятельности и саморазвития в процессе решения поставленных учителем учебных задач, основанная на внешнем контроле и оценивании, переходе к самоконтролю и самооценке. По мнению Д.Б. Эльконина, «учебная деятельность — это деятельность, содержание которой заключается в овладении обобщенными способами действия в области научных понятий… такая деятельность должна стимулироваться соответствующими мотивами». Они могут быть мотивами приобретения обобщенных способов действия, или, проще говоря, мотивами собственного роста, совершенствования. Если нам удастся сформировать в учениках такие мотивы, то те общие мотивы, мотивы деятельности, которые связаны с позицией ученика, с исполнением общественно значимой и общественно значимой деятельности, тем самым поддерживаются наполнением их новым содержанием».
Соответственно, учебную деятельность можно рассматривать как определенный вид деятельности. Он направлен на самого ученика, как на его субъект: Совершенствование, развитие, формирование личности через осознанное, целенаправленное приобретение социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Деятельность обучающегося направлена на приобретение глубоких системных знаний, разработку обобщенных способов действия и их адекватное и творческое применение в различных ситуациях.
Психология учебной деятельности (психология обучения)
Термин «знание» имеет несколько значений. Человеческий, философский смысл его означает отражение человечеством объективной реальности в виде фактов, понятий и законов науки (т.е. это коллективный опыт человечества, результат познания объективной реальности). С точки зрения учебной психологии, знания приобретаются в индивидуальном опыте или усваиваются из представлений и представлений предыдущих поколений об объективной или субъективной реальности.
Приобретение знаний включает в себя восприятие предмета, его понимание, запоминание и практическое применение.
Формирование научных концепций. Научные понятия представлены в субъективной реальности человека в виде идей и понятий. Концепция — одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения, характерный для вербалогического мышления. Понятие — форма знаний, отражающая как общий, единичный, так и особый класс объектов или явлений реальности. В зависимости от степени обобщения и свойств, отраженных в концепции объектов и явлений, понятия являются конкретными и абстрактными. Есть разница между прозаическими и научными концепциями. Наиболее абстрактные научные понятия называются категориями.
В.В. Давыдов, один из создателей «развивающей модели» обучения, предложил следующую схему формирования концепции: Концепция восприятия-репрезентации.
Успешный переход от отражения реальных объектов или описания учителя к понятию зависит от формирования у ученика способности различать существенное, то есть не обобщать по так называемой «формальной общности» (присвоение объектов классу только по внешним признакам).
С помощью научных концепций происходит аппроксимация социального и исторического опыта, а с помощью образов исторический опыт соотносится с субъективным опытом. Присвоение научной концепции возможно, когда все логически неважное отклонено от точки зрения всеобщего (общего) опыта. Изображение не может быть отделено от сенсорной основы, на которой оно создано. Создание образа всегда основывается на индивидуальном (субъективном) опыте.
Изменение характеристики, являющейся частью содержания концепции, часто приводит к искажению этой концепции, к ложной ассимиляции. При формировании понятий необходимо абстрагироваться от всего несущественного в личном опыте, «оторваться» от себя, тем самым «затушевывая» сущность осваиваемого понятия. Но все знания — это сплав понятия и образа.
Использование образного мышления для усвоения знаний. Обработка знаково-символических изображений.
Использование образного мышления в образовании дает высокие результаты. Но образное мышление, как и все другие виды мышления, имеет свои ограничения в применении. Это не может рассматриваться как способ избавиться от абстракций и понятий, далеких от реальной жизни и субъективного опыта человека. Нужно помнить, что в этом изображении присутствуют различные и очень важные субъективные детали. Поэтому любое требование модифицировать, трансформировать, то есть работать с ним, вызывает большие трудности у неподготовленного студента.
В вузе студенту чаще приходится работать с символико-символическими образами, которые занимают промежуточное положение между «художественными» образами и понятиями. Критериями успешного овладения навыками работы с символико-символическими изображениями могут быть следующие:
- Рабочая широта — свобода, с которой ученик оперирует созданным на разных визуальных материалах изображением, т.е. легко и быстро переходит от одного визуального образа к другому, перекодирует свое изображение;
- Обобщение — степень абстракции от отдельных конкретных свойств условно-символического предложения или диаграммы: насколько общие отношения, установленные в них, представляются людям;
- Полнота изображения — это представление максимального числа признаков символической записи или диаграммы в результирующем изображении: структуры, пространственной размерности компонентов, степени абстракции и т.д;
- Динамика изображения — это свойство выражается в возможности перехода от условно-символического изображения к графическому, от одной формы условно-символического изображения к другой. Динамика во многом зависит от обобщения изображения.
Идентичность и процесс обучения
Изученное знание ассимилируется, когда оно воплощается, ассоциируется с человеком и становится его собственным знанием.
Выделяются три группы мотивов у студентов: 1) необходимость учиться; 2) необходимость приобретения узко определенных профессиональных знаний и навыков; 3) необходимость получения университетского диплома.
Существует явная зависимость доминирования той или иной потребности от экстраверсии-инверсии личности. Люди интровертного типа характеризуются высокой когнитивной потребностью и потребностью в степени, поэтому они более внимательны и внимательны. Учащиеся экстравертного типа не имеют такой высокой когнитивной потребности, что приводит к низкой динамике когнитивного развития в целом. Учебные мероприятия в основном пассивные и ситуативные, поэтому они нуждаются в стимуляции извне.
С самых ранних классов нам представляется новый материал в виде сюжета, он отображается на доске, мы читаем о нем в книге, а совсем недавно нам может быть показан фильм или отправлен на тот или иной компьютерный сайт.
Этот вид обучения, однако, не перегружает студентов, основными врожденными каналами передачи информации которых являются зрительные и слуховые. Они не устают читать книгу или слушать компьютер, не переутомляются во время многочасовых лекций. Но кинестетам сложнее. Неспособность использовать общий канал обработки информации приводит к тому, что ученики либо отвергают предмет, либо недовольны учителем, либо недовольны собственными познавательными способностями. Но в определенных пределах человек может развивать все сенсорные каналы, и чем богаче его сенсорная организация, тем легче он справляется с информацией, которую получает, и, что не менее важно для общения, он учится передавать свои знания людям с другими ведущими каналами получения информации.
Мышление и обучение
В свое время Гегель говорил, что мы можем познать мир своим интеллектом и разумом. Не зря мы препарируем, регистрируем и описываем чувственный опыт. Разум, как высший уровень знаний, позволяет нам знать природу объектов, их внутренние законы и их развитие. Таким образом, успех обучения зависит от развития теоретического мышления учащегося. самостоятельного мышления учащегося.
Освоение мыслительных операций также повышает шансы на успех в обучении. Абстракция используется для того, чтобы подчеркнуть некоторые особенности объекта исследования и отвлечь внимание от других, ранее неважных, особенностей. Если ученик достаточно хорошо владеет этой информацией, он легко справится с «сжатием» информации для запоминания. Сравнение облегчает выявление сходств или различий между различными аспектами изучаемого материала и позволяет избежать дублирования, чтобы сделать семантическую связь этого материала с тем, что уже известно студенту, что облегчает как понимание, так и запоминание материала. Мастерство обобщения, заключающееся в объединении тем по существу, позволяет учащимся не переписывать отдельные абзацы из разных источников, не механически запоминать конгломерат различных точек зрения, а представлять свои знания в виде целостной логической системы с наиболее общими основаниями.
Студенты, обладающие аналитическим мышлением и восприятием, выделяют все детали и подробности изучаемого материала, но часто не понимают главного. Их письменная работа очень обширна и подробна.
Студенты с синтетическим мышлением и восприятием быстро «получают» суть материала, но не уделяют достаточного внимания деталям и более склонны к обобщениям, поэтому не могут произвести точный пересказ. Однако они не испытывают трудностей с подготовкой независимых комментариев и резюме текстов.
Осознавая специфику своей работы с учебными материалами, учащиеся должны обращать особое внимание на качество тех видов заданий, которые не соответствуют их стилю мышления.
Тезаурус студента играет большую роль в успехе учебного процесса. Согласно современным психологическим представлениям, основным мерилом сложности учебного материала является увеличение семантической (смысловой) информации, основанной на использовании тезауруса. Когда тезаурус учащегося мал, требуется больше времени для усвоения новой информации. Чем меньше информации и контекста исследуемых объектов, тем сложнее различить свойства вновь исследуемого объекта, особенно скрытые от прямого восприятия.
Умение читать играет не менее важную роль в успешном обучении. Взрослый может читать достаточно быстро, но скорость как таковая не является гарантией успеха. Необходимо развивать умение использовать различные скорости чтения с учетом целей, а также умение различать самое необходимое при чтении.
Развитие эмоционально-волевой сферы. Контроль знаний и личностного беспокойства (тесты и страхи).
Влияние эмоций и волеизъявления на успех учебной деятельности не нуждается в особой аргументации. Давно известно, что затягивание развития эмоционально-волевой сферы приводит к распаду мыслительной активности. Последнее проявляется в недостаточной гибкости мышления, тенденции мыслить стереотипами, а также тенденции к шаблону действий, даже в обучении.
В средней школе увеличивается количество людей с высоким уровнем личной тревоги. Эти ученики не могут быстро перейти к новым занятиям, когда условия меняются. Им нужно больше времени, чтобы подготовиться к ответу на экзамене, они теряются, когда им задают «фронтальные» вопросы, они не готовы к немедленному ответу. Поэтому тесты, особенно компьютерные, становятся для них серьезным испытанием в сжатые сроки. Однако бывают ситуации, в которых очень озабоченные люди добиваются хороших результатов. Медлер и Саразон (1952) показали, что высокая тревожность не мешает, когда действия автоматизированы, нет связи между качеством выполняемой задачи и самоэффективностью, предыдущая задача успешно выполнена, а когда учителя, другие, и сам человек не проводят параллели между успехом на конкретной задаче и способностями человека.
Самообразование и самообучение
Идея самообразования и самообучения.
Эдвард Деминг, один из основателей теории «полного качества», еще в 1986 году писал: «Каждого нужно поощрять учиться и совершенствоваться». Организация нуждается не только в хороших людях, но и в людях, которые совершенствуются в области образования».
Самообразование — это система внутренней самоорганизации после усвоения опыта поколений, направленного на собственное развитие. Самообразование является мощным фактором, который дополняет и обогащает образование, организованное обществом.
Современная педагогика рассматривает формирование навыков и умений самообразования как высший уровень обучения и одно из необходимых условий для осуществления непрерывного образования.
Самообучение — это аналог обучения. Самообучение — это процесс, в котором человек имеет непосредственный опыт поколений через свои собственные устремления и избранные средства. Здесь огромную роль играет внутренний мир человека: не только сознание, но и бессознательный фактор, интуиция, а также умение учиться не только у учителя, но и с помощью книг, у других людей, у природы. Самообучение основано на потребности в знаниях.
Для развития психической самостоятельности как основы для самообучения человек должен ощутить себя учителем по отношению к самому себе: Она должна научиться анализировать, планировать, регулировать и оценивать свою собственную учебную деятельность. Анализ и оценка результатов учебной деятельности имеют основополагающее значение. Инструментами являются самоанализ и самооценка. Последнее позволяет не только определить успех собственных действий, но и определить, на что следует направить основные усилия в будущем. Следовательно, оценка является не только проверкой, но и стимулом к действию. В отличие от оценки, которая часто является формальным выражением оценки и ее назначения, оценка является необходимым существенным элементом в структуре учебной деятельности. Поэтому способность к самооценке является сильным фактором в активизации самостоятельной учебной деятельности.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
- Здесь темы рефератов по психологии
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
На главную Лекции и практикум по психологии
Педагогическая психология
Лекция. Общая характеристика учебной деятельности
Лекция. Общая характеристика учебной деятельности |
Лекции и практикум по психологии — Педагогическая психология |
Общая характеристика учебной деятельности 1. Научение и его виды.Научение — это процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Оно включает в себя как освоение новых форм поведения, так, и изменение прежних. Первоначально данное понятие возникло в зоопсихологии в работах американского психолога Э. Торндайка. Согласно одним теориям, существует единый механизм научения у человека и животных. Этой точки зрения придерживаются в бихевиоризме, необихевиоризме, ассоциативных теориях, гештальтпсихологии. По мнению других ученых (в том числе российских), существуют различия в механизмах научения у человека и животных. Научение у человека рассматривается как процесс приобретения социального опыта теоретической и практической деятельности, в то время как научение у животных понимается как процесс изменения врожденного видового опыта и приспособления его к конкретным условиям. 2. Общая характеристика учебной деятельности.Процесс научения может осуществляться в форме попутного научения или в форме целенаправленного учения. Попутное научение происходит в ходе деятельности, имеющей иную цель. Так, ребенок, выполняя действие с каким-либо предметом, попутно знакомится с его свойствами — цветом, формой, величиной. Учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения. 3. Структура учебной деятельности.Внешняя структура учебной деятельности включает пять основных компонентов: 4. Самоорганизация учебной деятельности. Личностно-деятельностный подход в обучении.Самостоятельная работа рассматривается как высший вид учебной деятельности. Она представляет собой целенаправленную, внутренне мотивированную деятельность, структурированную самим субъектом и корригируемую им по процессу и результату. Выполнение самостоятельной работы требует высокого уровня развития самосознания, рефлексии, самодисциплины. Все это подчеркивает необходимость специальной организации самостоятельной работы не только и не столько учителем, сколько самим учащимся. Источник https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2016/10/05/struktura-uchebnoy-deyatelnosti Источник https://lfirmal.com/uchebnaya-deyatelnost/ Источник http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/103-educational-psychology/2038-lekcziya-ob Проверьте такжеПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГАматериалПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА материал Актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью ... |