Воскресенье , 14 августа 2022
Домой / Саморазвитие / Самообразование как условие профессионального роста; Понятие и сущность профессионального саморазвития педагогов

Самообразование как условие профессионального роста; Понятие и сущность профессионального саморазвития педагогов

Содержание

Самообразование как условие профессионального роста — Понятие и сущность профессионального саморазвития педагогов

Успех педагогической деятельности во многом зависит от умения и умения молодого учителя мобилизовать свои усилия на систематическую умственную работу, рационально выстроить свою деятельность, преодолеть трудности в процессе самостоятельной подготовки к уроку, снять эмоциональные и психологические перегрузки, управлять своим эмоциональным состоянием. Эти качества не даются от рождения или как приложение к диплому, а являются результатом длительной работы над собой. Эта работа становится особенно актуальной в наши дни, когда возрастает значение самодисциплины и самоуправления, когда успех жизни все больше сводится к самостоятельности, умению использовать внутренние резервы личности, к развитию способности к творчеству. Клименко Л. Н. Профессиональное самообразование учителя / Л. Н.Клименко / / Психология: проблемы практического применения: материалы внутренние. наука. conf. (Чита, июнь 2011 года). — Чита: Издательство Молодых ученых, 2011. — стр. 30-39.
В педагогике такая работа над собой называется самовоспитанием и саморазвитием. Самообразование и саморазвитие-это сознательная практическая деятельность, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Профессиональное саморазвитие и самообразование-это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку. Личное саморазвитие и профессиональное самообразование неразрывно связаны. Оба процесса сложны по своей структуре и реализации, но овладение технологией профессионального саморазвития поможет будущему учителю продуктивно организовать самостоятельную подготовку к профессиональной деятельности и мастерству. Клименко Л. Н. Профессиональное самообразование учителя / Л. Н.Клименко / /

«Самоорганизация» предусматривает подбор и анализ литературы, поиск адресов передового педагогического опыта, изучение полученного банка данных по проблеме, оформление картотеки, знакомство с практическим опытом других педагогов, учреждений, участие в методической работе, подготовка сообщений и методических материалов.

На данном этапе отрабатываются технологии, и осуществляется практическая работа по выбранной теме самообразования.

«Самоуправление» — наиболее яркими проявлениями выступают: прогнозирование результатов собственной педагогической деятельности, рефлексия собственной профессиональной; апробация своей авторской методической системы.

Таким образом, саморазвитие педагога — это достаточно значимый процесс в плане личностного и профессионального развития, который способствует формированию определенного стиля в профессиональной деятельности, помогающий достаточно осмысленно понять свою сущность в профессии, помогающий самосовершенствованию и становлению профессионала.

Самообразование как условие профессионального роста - Понятие и сущность профессионального саморазвития педагоговСамообразование как условие профессионального роста — Понятие и сущность профессионального саморазвития педагогов

Понятие и сущность профессионального саморазвития педагогов

Как показывает практика, далеко не все педагоги способны самостоятельно проявлять инициативу по пересмотру и перестройке своей деятельности. Педагоги часто задают себе вопросы: что обеспечивает успех моей деятельности? Что влияет на ваш результат? Какова цель моей педагогической работы? Каков должен быть результат? Как его измерить? Как перевести педагогические идеи, задачи на практический уровень?
Эти трудности показывают, что в образовательной организации необходимо создавать благоприятные условия для профессионального развития педагогов, формировать профессиональное мышление, устойчивую потребность в профессиональном совершенствовании, постоянное стремление к изучению опыта самостоятельного приобретения знаний.
В рамках организации профессионального развития учителей в дошкольном образовательном учреждении предусмотрены следующие механизмы: работа над единой методической темой детского сада, тематикой временных творческих групп, программно-целевыми и проектными подходами, постоянно действующие семинары, педагогические советы.
Результатом является сдвиг акцента с традиционной на инновационную деятельность.
С развитием информационных технологий была создана возможность участвовать и в сетевых сообществах. Поддержка таких профессиональных ассоциаций — один из приоритетов государственной политики.
Цели и задачи сетевого сообщества — совершенствование методов обучения, обмен и распространение информации, внедрение инновационных педагогических технологий, участие в сотрудничестве всех участников образовательного процесса на основе общих интересов, общих дел, средств коммуникации, интерактивных

Дети обсуждают с ним проблемы жизни в детском саду, семье и в результате делают определенный выбор. Но окончательное решение формулирует воспитатель, или оно должно быть им одобрено. Воспитатель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям детей, стремится понять их, вникнуть в их личные дела и проблемы.

10% воспитателей свойственен авторитарный стиль воспитания ребенка, основные черты автократического. Но при этом детям позволяет участвовать в обсуждении проблем общественной жизни, вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает воспитатель в соответствии со своими установками.

Резюмируя вышесказанное, хочется отметить, что воспитатель 21 века должен обладать высокой степенью профессиональной компетентности, постоянно совершенствовать свои профессиональные знания, умения и навыки, заниматься самообразованием, быть способным к инновациям.

Условия профессионального саморазвития педагогов ДОУ

В последние годы педагогическая теория и практика прочно вошла в категорию «качество», отражающую соответствие состояния и эффективности образовательного процесса запросам индивида, ожиданиям общества, требованиям государства. Дошкольное образование признано первым этапом непрерывной системы образования в нашей стране. А потому вполне логично считать учителя дошкольного учреждения первой из ключевых фигур совершенствования современного образования.
В основе любого образовательного процесса лежит взаимодействие учителей с учащимися, поэтому качество обучения во многом зависит от качества подготовки учителей и их профессиональной компетентности. Основная цель современного образования-соответствие текущим и будущим потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности, способной к социальной адаптации в обществе, к началу работы, самообразованию и самосовершенствованию. Potashnik M. M. Управление качеством образования: Практическая монография и методическое пособие / под ред. М. М. Поташника-М.: Педагогическое общество России, 2013-448 с.
Свободно мыслящий, прогнозирующий и моделирующий педагогический процесс является гарантом достижения поставленных целей. Сегодня творческий, грамотный, способный педагог нуждается в развитии навыков, в мобилизации своего личного потенциала в современной системе воспитания и развития дошкольников.
Говоря о профессиональной компетентности, я имею в виду, что ru

Результатом проектного управления для педагогов ДОУ являются познание себя и ориентация на ценности саморазвития, качественное изменение отношений в коллективе, стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь, снятие в коллективе конфликтности и раздражительности, управление технологическим процессом в зависимости от профессионального уровня коллектива. Следовательно, управленческая деятельность по развитию проектной культуры в образовательном процессе способствует сплоченности педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями. Проектное управление качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических кадров.

Анализ основных проблем и направления развития профессиональной компетентности воспитателей

В 2004 году будут опубликованы концептуальные основы организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) для построения непрерывного содержания дошкольного и первичного общего образования. Содержание концепции направлено на решение задачи обеспечения одинаковых стартовых возможностей для детей дошкольного возраста при поступлении в школу. Предлагается сосредоточить внимание педагогов на следующих принципах работы с детьми:

  • вдали от школьного типа обучения;
  • использование цикличности и проектной организации учебного контента;
  • широкое использование методов, активирующих поисковую деятельность детей;
  • формирование детского сообщества и т.

На всероссийском совещании по дошкольному образованию в апреле 2007 года было подчеркнуто, что важнейшим условием развития системы дошкольного образования является наличие профессионально подготовленных педагогических специалистов. В связи с этим необходимо:

  • обновление содержания психолого-педагогической подготовки специалистов в учреждениях среднего и высшего педагогического образования с целью формирования потребности и мотивации в развитии профессионального мышления педагога;
  • формирование профессиональной компетентности педагога, способного выполнять работу в личностно-ориентированной

Таким образом, все структурные компоненты профессиональной компетентности направлены на практическую деятельность педагога дошкольного образования в виде умений разрешать конкретные педагогические ситуации. Профессиональная готовность педагога, то есть его общая способность мобилизовать имеющиеся знания, опыт, личностные и социальные качества и ценности, которые приобретены в процессе образовательной деятельности и составляют его профессиональную компетентность, а, следовательно, являются основополагающим фактором повышения качества дошкольного образования.

Традиционно в системе дошкольного образования решение задач профессионального развития педагогов осуществляется во взаимодействии методических служб детских садов, муниципальных методических служб, учреждений дополнительного профессионального образования, других образовательных учреждений, занимающихся повышением квалификации и профессиональной переподготовкой педагогических работников образовательных учреждений.

В условиях модернизации системы дошкольного образования все большее значение приобретает грамотная организация методической службы в образовательных организациях. Рост видового разнообразия организаций, осуществляющих образование дошкольников, введение новых программ, стандартов, изменение требований к профессиональной компетентности педагога определяет необходимость планомерной работы методических служб именно на уровне ОУ.

Организация исследования

В качестве стимулов, поддерживающих деятельность педагогов с неразвитой позицией саморазвития, использовались внешние мероприятия: обучение на курсах, посещение различных семинаров, методических объединений, знакомство с опытом других педагогов и т. Возможность участия в инновационных мероприятиях помогает стимулировать интерес к работе.

Для учителей с активной позицией саморазвития большой стимул-работа на доверии, возможность обмена опытом с коллегами, предложение углубленно работать в том или ином направлении педагогической работы в рамках детского сада. Только система мероприятий, подразумевающая активную форму обучения и взаимодействия учителей в детском саду, — семинары, тренинги, консультации, беседы могут свести к минимуму такие препятствия, как собственная инерция и неспособность распределить свое время. Мы считаем, что трудно переоценить важность самообразования для повышения профессиональной компетентности педагога. Саморазвитие учителя является центральным звеном успешного развития дошкольного учреждения, системы дошкольного образования в целом и учителя

Цель проектной деятельности — создание условий для инновационной деятельности в ДОУ, применение педагогами знаний, умений и навыков, приобретенных в профессиональной деятельности (на интеграционной основе). Задачи подготовки педагога к проектной деятельности:

· развитие навыков планирования (четкого формулирования цели, определение основных шагов по достижении цели, сроков и средств);

· совершенствование навыков отбора и обработки информации (выбор нужной информации и правильное ее использование);

· развитие экспертно-аналитических умений (креативность и критическое мышление);

· развитие прогностических умений (предполагаемый результат деятельности);

· формирование позитивного отношения к проектной деятельности (инициатива, энтузиазм, обязательность в выполнении работы в соответствии с установленным планом и графиком.

При использовании технологий проектирования очень важно использование исследовательских методов:

· определение актуальности проблемы и вытекающих из нее задач проектной деятельности;

· выдвижение проектной гипотезы;

· поиск проектных методов исследования (мониторинговых процедур, экспериментальных наблюдений, статистических методов);

· обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчётов, просмотров и т.д.);

· сбор, систематизация и анализ полученных данных;

· подведение итоговых, материальных результатов, их презентация (видеофильм, альбом, доклад, газета и пр.);

· формулирование выводов, и выдвижение новых проблем для исследования;

· распространение педагогического опыта (ГМО, педагогические семинары, дни открытых дверей и т.д.

Разработка педагогами проектов и мини-проектов, темы, которых выбираются самостоятельно в зависимости от творческого направления деятельности. На конечном этапе деятельности проводится презентация.

Целью презентации являются:

ь предоставление педагогам возможности для публичного выступления, самовыражения;

ь повышение мотивации, интереса к профессиональной деятельности; престижности выполнения проектов;

ь обучение педагогов умению презентовать свою работу;

ь обучение педагогов технологии проектной деятельности.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

  • Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Профессиональное самообразование педагога

Клименко, Л. Н. Профессиональное самообразование педагога / Л. Н. Клименко. — Текст : непосредственный // Психология: проблемы практического применения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 30-39. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/31/816/ (дата обращения: 05.03.2022).

Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет.

Для педагогической деятельности на совре­менном уровне требований общества необходимо посто­янно обновлять и обогащать свой профессио­нальный потенциал.

Повышение квалификации – условие жизни в современном мире. В наши дни невозможно один раз получить специальность, а потом только реализовывать свои знания и умения. Мир не стоит на месте. Он подобен лифту, который всё время движется вверх. Если ты остановился, разрыв будет только увеличиваться. Хороший специалист сегодня уже может оказаться невостребованным завтра.

Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Для этого нужно выделить время, усилия, деньги. Все это окупается сторицей. Можно сказать, что только это и окупается по-настоящему. Самый ценный капитал – внутренний, а не внешний. Если человек умеет действовать сообразно меняющемуся миру, он всегда добудет в нем необходимое. В этом и смысл личностной ориентации – то, что вложено в знания, способности и умения движущегося человека, оказывается дороже вложений в "недвижимость". Развивающийся специалист сумеет обрести и внешний капитал.

Профессиональное самосовершенствование и самовоспитание педагога в прин­ципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, в знаниях по преподавае­мым основам науки, недостаточность своего педагоги­ческого инструментария. Приступая к, работе по само­воспитанию и профессиональному самосовершенство­ванию, педагог должен иметь данные ана­лиза своей работы за определенный период, объектив­ную их оценку и рекомендации коллег по улуч­шению своей деятельности. Опыт преподавателей, добившихся заметных успехов в профессиональной деятельности пу­тем систематической работы над собой, свидетельствует о том, что работу по самосовершенствованию надо на­чинать с углубленного анализа собственной педагогиче­ской практики, с установления причин, как успехов, так и неудач. Анализируя результаты и процесс собственной деятельности, преподаватель совершает рефлексию, без кото­рой нет понимания закономерностей образовательного процесса, нет поступательного движения к педагогиче­скому мастерству.

Ведущим компонентом профессионального самосо­вершенствования и самовоспитания педагог является самообразование, под которым мы понимаем «целенап-равленную, определенным образом осуществляемую по­знавательную деятельность педагога по овладению об­щечеловеческим опытом, методологическими и специ­альными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования пе­дагогического процесса» [5, с.6.] Самообразование — основа роста учите­ля как специалиста.

Педагог, по словам А. Дистервега, «лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собствен­ным воспитанием и образованием» [2, c .74]. Если он не учится, не читает, не следит за научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, мало сказать что он отстает: он тянет назад, затрудняет решение задач, поставленных перед учебным заведением, и хочет или не хочет, сопротивляется общему движению педагогического коллектива. Переклика­ясь с «учителем русских учителей» — К.Д. Ушинским ут­верждавшим, что учитель живет до тех пор, пока учится, один из выдающихся ученых современности, академик Д.С. Лихачев, обращаясь к молодежи, писал: «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учить­ся — не сможешь и учить. Ибо знания все растут и ус­ложняются» [7, c .7].

Сама жизнь обозначила проблему непрерывного пе­дагогического образования как наиболее актуальную.

Но в реальной практической деятельности, как ука­зывает В.А. Сластенин, «при многочисленных обязанно­стях, отнимающих много времени у педагога, может сложиться ситуация, когда он не выходит за пределы непосредственных дел, осуществляемых каждодневно. В этом случае его отношение к профессии — это отноше­ние к ее отдельным сторонам. Соответственно оценка профессии и себя в ней носит фрагментарный, ситуа­тивный характер, связанный с возникающими пробле­мами (установлением дисциплины, организацией кол­лектива, выяснением взаимоотношений с администра­цией школы и т.д.)» [6, c .65].

Подобная непосредственность профессионального бытия рано или поздно приходит в противоречие с ло­гикой педагогической деятельности, что побуждает учи­теля критически оценить себя в профессии, заставить подняться над непосредственно данными условиями. Этот способ профессиональной деятельности связан с проявлением рефлексии, или, по выражению С.Л. Ру­бинштейна, мировоззренческого чувства, формирую­щего обобщенно-целостное отношение к профессии.

Желание и опыт самосовершенствования составляет необходимую предпосылку самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию профессионально значимых качеств своей личности в трех на­правлениях:

а) адаптирование своих индивидуально-неповтори­мых особенностей к требованиям педагогической дея­тельности;

б) постоянное повышение профессиональной ком­петентности;

в) непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности [3. c . 87].

В этом плане весьма примечательно мнение Р.П. Скульского, утверждавшего, что необходимо и учи­теля научить быть учителем! Что это значит для него? Немного перефразируя его ответ (с учетом того, что книга была написана до начала демократических преоб­разований), получаем следующее:

1. Систематически овладевать методологическими знаниями, изучать труды классиков философии, государственные и ведомственные документы об образовании и воспитании подрастающих поко­лений.

2. Сосредоточить свои усилия на совершенствова­нии учебного процесса, в котором наиболее пол­но реализуются профессионально-педагогические функции учителя, применяя в своей деятельности новейшие достижения психологии и педагогики, передового опыта и осуществляя собственный на­учно-педагогический поиск.

3. Постоянно анализировать состояние реализуе­мого образовательного процесса, соотнося его с общими тенденциями развития процесса обуче­ния, используя в качестве критериев оценки пе­дагогической эффективности своего учительского труда его конечные и промежуточные результаты,

обоснованность проектов конкретных вариантов методик требованиями науки.

4. Глубоко осознавать собственную педагогическую деятельность как творческий процесс решения разнообразных по содержанию учебно-воспита­тельных задач в их системе.

5. Непрерывно совершенствовать свою профессио­нально-педагогическую квалификацию посредст­вом самообразования, изучения и применения достижений науки и передового опыта, а также собственного педагогического поиска.

6. Посредством самовоспитания и саморазвития формировать в себе те профессионально-педаго­гические качества, которые являются предпосыл­ками творческой деятельности; руководствуясь всей системой дидактических принципов, посте­пенно овладевать исследовательскими умениями и приемами решения педагогических задач твор­ческого характера [9, c .74-75].

Профессиональное самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспита­ния педагога называют потребность в совершенствова­нии. Следует заметить, однако, что эта потребность не формируется сама по себе из необходимости разрешить противоречия между требованиями, предъявляемы­ми обществом к педагогу и имеющимся уровнем его профессионально-личностного развития. Требования, предъявляемые обществом к педагогу «либо стимулиру­ют работу над собой, либо вынуждают педагога идти на всевозможные ухищрения, снимающие эти противоре­чия, во всяком случае, в его сознании» [6, c .66]. Психологи указывают на компенсаторные механизмы снятия по­добных противоречий: рационализация, инверсия, про­екция, «бегство от реальности» и др.

В основе профессионального самовоспитания, как и в основе деятельности учителя, лежит противоречие между целью и мотивом. Обеспечить сдвиг мотива на цель — значит, вызвать истинную потребность в само­воспитании. Вызванная таким образом потребность педагога в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями; чувст­вами долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Все это вызывает систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессио­нального идеала. Другими словами, когда педагогиче­ская деятельность приобретает в глазах педагога лично­стную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявля­ется потребность в самосовершенствовании, тогда и на­чинается процесс самовоспитания.

Наука отмечает два приема формирования само­оценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уро­вень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй — в социальном сравнении, сопоставлении мне­ний о себе окружающих. Но при использовании этих приемов не всегда вырабатывается адекватная само­оценка. Невысокие притязания могут привести к фор­мированию завышенной самооценки, так как затрудне­ния в работе имеют лишь те воспитатели, которые ста­вят перед собой высокие задачи. Не может удовлетво­рить творчески работающего педагога и прием форми­рования самооценки через сравнение себя и своих ре­зультатов с результатами коллег.

Основной способ формирования самооценки педагога (в том числе будущего) — соизмерение своих резуль­татов с идеалом личности и деятельности педагога — воспитателя, и такая работа должна начинаться как можно раньше, с первого курса. Самый простой и в то же время самый надежный способ формирования про­фессионального идеала — самообразовательное изуче­ние специальной литературы, знакомство с жизнью и творчеством выдающихся педагогов с целью поиска сво­его идеала педагога. Это — главное условие эффективности его самовоспитания. В этом плане весьма полез­ную роль может сыграть идеал волевого человека, образ которого явится примером для подражания. Таким при­мером для студента педвуза может быть Л.Н. Толстой, оставивший в своих дневниках великолепные образцы самовоспитательной работы. Он придавал чрезвычайно важное значение выполнению следующих правил: «Что назначено непременно исполнить, то исполняй, не­смотря ни на что. Что исполняешь, исполняй хоро­шо. Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить. Заставь постоянно ум свой действовать со всею ему возможной силою» [10, c .15]. Лучшему самоотчету и самоанализу способствует ве­дение личного дневника, по которому субъект самовос­питания может наблюдать за развитием своих способно­стей. На основе проведенного анализа собственных не­достатков Л.Н. Толстой определил такие задачи по са­мовоспитанию: «Важнее всего для меня в жизни ис­правление от 3-х главных пороков: Бесхарактерности, Раздражительности и Лени»

К внешним факторам, стимулирующим процесс са­мовоспитания, относят педагогический коллектив, стиль руководства школой и фактор свободного времени.

Педагог, особенно начинающий, попадая в педа­гогический коллектив, где царит атмосфера взаимной доброжелательности и требовательности, принципиаль­ности, конструктивной критики и самокритики, где с особым вниманием относятся к творческим поискам коллег и искренне радуются их находкам, где чувствует­ся заинтересованность в профессиональном росте начи­нающих педагогов, стремится соответствовать требова­ниям профессионального идеала. Напротив, отсутствие коллективистических начал среди педагогов, пренебре­жение к творческому поиску и скептическое отношение к возможностям самовоспитания неизбежно убьют по­требность в самосовершенствовании.

Если руководство учебным заведением не создает педагогам усло­вия, при которых каждый из них имел бы возможность переживания успеха, вызывающего веру в собственные силы и способности, если за его требованиями не чув­ствуется озабоченности успехами педагогов, стремления помочь, то в такой учебным заведением у них не появляется потреб­ности в самовоспитании.

Наконец, фактор времени. Оно необходимо педагогу для чтения художественной литературы, периодики, по­сещения музеев, театров, выставок, просмотра фильмов и телепередач, изучения специальной, а также психо­лого-педагогической литературы.

Профессиональному самопознанию будущего педагога может помочь курс психологии. Для выявления общей само­оценки должна быть использована традиционная мето­дика построения ранжированных рядов качеств идеала и характерных для конкретной личности с последующим вычислением коэффициента по соответствующей фор­муле [8, c . 35-36]. Самооценка профессиональных качеств определяет­ся с помощью той же методики при условии, что эта­лонный ряд строится из профессионально значимых ка­честв. Для выявления уровня направленности на педа­гогическую профессию, области предпочитаемой педа­гогической деятельности (преподавание или воспита­тельная работа) лучше использовать проективные мето­дики типа вербального теста «понятийный словарь». Для выявления уровня общительности (коммуника­бельности) рекомендуется тест В.Ф. Ряховского [4, c .52-54] .

Учитывая, что умение общаться складывается из частных умений, а также зависит от многих факторов, углубленное познание себя должно идти по линии выявления уровня сформированное перцептивных умений, навыков педагогической техники и таких умений, как умение слушать собеседника, уп­равлять общением, выступать перед аудиторией и т.п.

Профессиональное самопознание предполагает так­же выявление особенностей волевого развития, эмоцио­нальной сферы, темперамента и характера, особеннос­тей познавательных процессов (восприятия, памяти, во­ображения, мышления), речи и внимания как свойств личности.

Процесс самопрограммирования развития личности не что иное, как материализация собственного прогноза о возможном усовершенствовании своей личности.

Построению программы самовоспитания обычно предшествует выработка системы «правил жизни», кото­рые постепенно становятся принципами поведения и деятельности личности. Например, никогда и никуда не опаздывать; никогда и никому не отвечать односложно «да» или «нет» — искать другие формы ответа; никогда и никому не отказывать в помощи и т.п.

К.Д. Ушинский считал, что ему в самовоспитании помогало следующее:

1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.

2. Прямота в словах и поступках.

3. Обдуманность действий.

5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

6. Не проводить время бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится.

7. Издерживать только на необходимое или прият­ное, а не по страсти издерживать.

8. Каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках.

9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет» [11. c . 27] .

Наряду с программой самовоспитания можно соста­вить и план работы над собой: план-максимум на боль­шой отрезок времени и план-минимум (на день, неде­лю, месяц).

Для начинающих самовоспитательную деятельность, не накопивших достаточного опыта работы над собой, более приемлемой представляется программа, состоящая из трех разделов: самопознание и самообразование; овла­дение навыками учебной работы в вузе; самовоспитание.

Чтобы правильно поставить цели самовоспитания, необходимо знать свои сильные и слабые стороны, то есть познать себя. Один из важнейших методов самопо­знания — анализ собственного опыта, как положитель­ного, так и отрицательного. Опыт, «сын ошибок труд­ных», — превосходный учитель, дорого, однако, беру­щий за свои уроки. Другой способ познания себя — сравнение с другими.

По понятным причинам не все задачи и направле­ния работы над собой можно зафиксировать в програм­ме. Подчас в этом и нет особой необходимости. Глав­ное, чтобы каждый, вступивший на педагогическую сте­зю, выработал свой свод жизненных правил, принципов и неукоснительно руководствовался ими в жизни.

Средства и способы самовоздействия бесконечно разнообразны. Учитывая особенности своей личности и конкретные условия, каждый человек выбирает их оп­тимальное сочетание. Релаксация — общее состояние покоя, расслабленности после сильных переживаний или физических усилий.

Особое место в ряду средств самовоспитания зани­мают средства управления своим психическим состоя­нием, т.е. средства саморегуляции. К ним относят раз­ного рода приемы отключения, самоотвлечения, рас­слабления мышц (релаксации), а также самоубеждение, самоприказ, самоконтроль, самовнушение и др.

В последние годы благодаря широкой популяриза­ции все шире используются методы и приемы целена­правленного самовнушения с помощью специальных словесных формул — аутотренинг.

Совершенное овладение интегральным умением пе­дагогически мыслить и действовать не может быть обеспечено без специальных упражнений, направлен­ных на развитие наблюдательности, воображения как основы предвидения и творческого проектирования своих действий и действий воспитанников. Научное пе­дагогическое мышление выражается в свободном опе­рировании педагогическими фактами, их разложении на составляющие компоненты с целью проникновения в их сущность, установлении аналогий, сходства и различия в педагогических явлениях. Для этого будущий педагог должен научиться классифицировать факты и явления, устанавливать причины и выявлять мотивы поведения и деятельности участников социального взаимодействия, решать аналитические, прогностические и проективные задачи.

При совершенствовании мастерства и развитии компетентности перед педагогом встает целый ряд задач как личностного, так и профессионального развития. При этом уровни личностного, морального и интеллектуального развития существенно обусловливают успешность профессионально-педагогической деятельности. Представляется, что необходимым условием образования и самообразования педагога является взаимосвязь личностного и профессионального развития.

В проведенном нами исследовании, мы попытались показать, какое место отводили ведущие ученые-педагоги профессионализму педагога. Они считали, что профессионализм, зависит зачастую не только от каких-либо внешних обстоятельств (подготовка в ВУЗе, уровень подготовки учеников или студентов, заработная плата и т.д.), а, прежде всего от желания педагога быть мастером, профессионалом и достигать этого уровня вопреки всем обстоятельствам.

Беспалько В.П. Слагаемые педа­гогической технологии. М.: Педагогика, 1989.

Дистервег А. Избр. пед. соч. М., 1956.

Дроздов И.Н. Психологические аспекты управления кадрами. — Влади­восток: ПИППКГС, 1997.

Инновации и образование . Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество , 2003. С.309-317 О.Б. Даутова, С.В. Христофоров

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

Новичков В.Б., Шевчен­ко В.М. Профессиональное самообразование учителя. М., 1990.

Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. М., 1997.

Письма о добром и прекрасном. М.: Дет­ская литература, 1989.

Практические занятия по психологии / Под ред. Д.Я. Богдановой, И.П. Волкова. М., 1989.

Скульский Р.П. Учиться быть учителем. М.: Педагогика, 1986.

Толстой Л.Н. Полное собр. соч. М.; Л., 1934. Т. 46.

Похожие статьи

Психолого-педагогические особенности подготовки и развития.

В статье освещены проблемы подготовки будущих учителей в Республике Узбекистан на основе единства их профессионального и личностного развития, изложены требования к процессу воспитания и развития личности будущего педагога.

Педагогический такт и личностные качества учителя.

педагогическая деятельность, педагогический такт, педагогическое призвание, умение, учитель, педагогическая работа, профессиональное самовоспитание, профессия учителя, знание, владение технологиями.

Педагогические проблемы развития личности будущего учителя.

будущий учитель, педагогическое образование, будущий педагог, педагогическая профессия, личность, ориентация, учебное время, педагогическая деятельность, воспитательный процесс, отношение.

Система формирования профессиональнопедагогической.

Система формирования профессиональнопедагогической направленности будущих учителей начальных классов в педагогическом колледже. Автор: Агафонова Светлана Юрьевна. Рубрика: Педагогика.

Профессиональное воспитание и профессиональное.

Профессиональное воспитание и профессиональное самовоспитание личности учителя в условиях рыночных отношений.

Открылись новые учебные заведения, подготавливающие специалистов в соответствии с мировыми стандартами.

Овладение педагогическим мастерством в профессиональном.

педагогическое мастерство, задача, педагогическая задача, педагогический процесс, решение, педагогическая техника, профессиональная деятельность, умение, умение учителя, педагогическая деятельность.

Факторы, влияющие на самовоспитание школьников

В организации работы по самовоспитанию участвуют педагоги и сами ученики.

Самовоспитание имеет и личную значимость. Она способствует совершенствованию профессионального мастерства, что связано как с духовной, так и материальной.

Развитие профессионально значимых нравственных качеств.

учитель, педагогическая техника, ребенок, педагогическое мастерство, дело, воспитанник, педагогический коллектив, педагогическая работа. Педагог в школе будущего.

Совершенствование нравственного и профессионального.

будущая профессия, будущее, воспитание, Узбекистан, развитая личность, народная педагогика, будущий специалист, педагогическая деятельность, учебное заведение, инновационная деятельность учителя.

Источник https://lfirmal.com/samoobrazovanie-kak-uslovie-professionalnogo-rosta/

Источник https://moluch.ru/conf/psy/archive/31/816/

Источник

Про admin

Проверьте также

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГАматериал

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА материал Актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью ...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.